ИСТОРИЯ ТЕХНИКУМА
Биография одного из ведущих учебных заведений города Лиски тесно связана с базовыми предприятиями железнодорожного узла, такими как локомотивное, вагонное, грузовое, рефрижераторное депо, станция. Техникум является без преувеличения кузницей кадров для предприятий Юго-Восточной и других железных дорог России: от западных границ России до Дальнего Востока.
В июле 1958 года в соответствии с Положением «О средних специальных учебных заведениях СССР» и согласием Министерства высшего и среднего специального образования по ходатайству партийной организации Лискинского района и Лискинского отделения . ЮВЖД в городе Лиски был открыт вечерний техникум железнодорожного транспорта со специальностями: «Тепловозное хозяйство железных дорог» и «Эксплуатация железных дорог». Огромная заслуга в создании техникума принадлежит бывшему начальнику Лискинского отделения ЮВЖД Герою Социалистического Труда А.К. Лысенко и первому директору В. М. Конишевской.Первое помещение техникума площадью 280 кв. метров было в здании технического училища на площади ФЗО. В 1958-1959 учебном году здесь обучалось 90 учащихся. Первоначально в штате техникума числилось четыре человека: директор — В. М. Конишевская, уборщицы — А.А. Чернушкина и Г. В. Юрина, секретарь-библиотекарь — А.В. Буракова. Занятия вели 6 преподавателей-совместителей из общеобразовательных школ города.
Непросто работать и учиться, самим изготавливать наглядные пособия, создавать кабинеты. Но никто из студентов-вечерников не жаловался.
В 1960-1961 учебном году техникум занимал уже весь третий этаж помещения ТУ-5. Учебный процесс проводился в 6 аудиториях, из которых 4 работали как кабинеты. Книжный фонд вырос до 3000 экземпляров. В техникуме открылась новая специальность: «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства».Тридцать работников дистанции пути Лиски начали занятия на 1 курсе. А весь контингент техникума составлял в то время 281 человек. Появился музыкальный кружок, проведен первый вечер с выступлениями участников художественной самодеятельности. Окрепла связь техникума с предприятиями узла, инженеры которого по совместительству начинают преподавательскую деятельность.
Большую помощь в становлении техникума оказывали руководители локомотивного депо Лиски, отделения дороги. Зимой 1961 года начался ремонт правого крыла дома МПС-103 для техникума. Шла усиленная подготовка к освоению нового помещения. В этот учебный год появился 4 курс, а с ним началось изучение специальных предметов.
ДИРЕКТОР С МАТЕРИНСКОЙ ДУШОЙ
Первым директором техникума была назначена Конишевская Валентина Михайловна. Почетный железнодорожник, депутат городского совета, заслуженный учитель РСФСР, она руководила техникумом до 1979 года. За свою трудовую деятельность была награждена медалью «За доблестный труд».
Можно только догадываться, каким тактом, чуткостью, терпением и прозорливостью надо было обладать руководителю, чтобы новообразованное учебное заведение за короткое время стало шагать в ногу со временем, готовить квалифицированных специалистов. Не удивительно, что Конишевскую на всех совещаниях и заседаниях ставили в пример руководителям-мужчинам.
Она была надежным товарищем, принципиальной в своих оценках и, не взирая на лица, говорила правду. Долго помнились ее весомые и резкие слова критики.
Помимо всего на ее женских плечах была забота о материально-технической базе учебного заведения. Приходилось ремонтировать старые учебные площади, вести строительство нового крыла здания, переоборудовать и создавать новые кабинеты и лаборатории. Валентина Михайловна не любила себя выделять. Под ее началом работал весь коллектив, а она, как истинный лидер, создавала атмосферу увлеченности и ответственности. Молодые коллеги, удивляясь ее колоссальной работоспособности, старались подтягиваться к этому уровню.
Поражало ее чуткое отношение ко всем: сотрудникам техникума, учащимся и их родителям, да и вообще к любому человеку, который обращался к ней со своими вопросами и просьбами. Всегда справедливая, внимательная, она чувствовала настроение каждого, лжи не терпела.
Большое внимание Валентина Михайловна уделяла воспитательной работе. Ей можно было доверить самое сокровенное, о ней говорили: «Директор с материнской душой».
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ
В ЖИЗНИ ТЕХНИКУМА ИМЕНИ ИВАНА ВЛАДИМИРОВИЧА КОВАЛЁВА
Июль 1958 года - открылся Лискинский железнодорожный техникум.
1962-1963 годы — памятные в жизни техникума. В декабре 1962-го он занимает 3-х этажное крыло дома площадью 1260 кв. метров. Открылся новый профиль «Электротяговое хозяйство железных дорог»; 11 июля 1963 года в клубе железнодорожников техникум отмечает свое пятилетие и первый выпуск учащихся. Дипломы получили 80 выпускников. 54 человека по специальности «Тепловозное хозяйство железных дорог»
1963-1964 годы - открыто заочное отделение. Сюда поступили 287 человек на специальности: «Электротяговое хозяйство железных дорог»; « Эксплуатация железных дорог»; «Вагонное хозяйство железных дорог»; «Тепловозное хозяйство железных дорог»; «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства».
В 1964-1965 годах - в техникуме обучается уже 842 человека. Помимо учащихся аудитории заполнены курсантами курсов переквалификации. С 1963 г. ЮВЖД начала переход на электровозную тягу, а также была начата работа по освоению рефрижераторных секций: нужны были квалифицированные кадры машинистов электровозов, помощников машинистов, механиков рефрижераторных поездов.
В 1965 году состоялся первый выпуск - 134 учащихся заочного отделения.
1 сентября 1966 года к занятиям на дневном отделении техникума приступили три учебных группы (90 человек) по двум специальностям: «Электротяговое хозяйство железных дорог» и «Эксплуатация железных дорог». Работают три отделения: дневное, вечернее и заочное с общим контингентом 1417 человек. На станции Поворино появился вечерний филиал техникума со специальностью «Тепловозное хозяйство».
1967-1968 годы - Контингент учащихся, обучающихся на трех отделениях техникума и в Поворинском филиале техникума — 1487 человек. Техникум ведет подготовку специалистов по 4-м специальностям: « Эксплуатация железных дорог»; « Электротяговое хозяйство железной дороги»; «Изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство»; «Тепловозное хозяйство железных дорог». В распоряжение техникума передано общежитие на 60 мест.
1972-1973 годы - Подготовка специалистов ведется по шести специальностям по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Вошли в строй новые мастерские: слесарная, монтажная и механическая, а также актовый зал на 400 мест. Начато строительство учебного полигона.
1978-1979 годы ознаменовались 20-летним юбилеем техникума. В связи с этим событием открыт музей. На торжественном вечере было принято обращение к коллективу техникума 2008 года, которое будет озвучено в день его пятидесятилетия. В это же время техникум преобразился, изменился внешне: был произведен ремонт аудиторий, переоборудован актовый зал и построено новое общежитие.
9 апреля 2002 года Лискинскому техникуму железнодорожного транспорта присвоено имя И.В. Ковалева, уроженца Воронежской области, бывшего в 1944-1948 гг. наркомом путей сообщения СССР, министром путей сообщения СССР, внесшего большой вклад в дело строительства развития железнодорожного транспорта страны.
1 апреля 2008 года приказом №1259/л федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лискинский техникум железнодорожного транспорта имени И.В.Ковалёва" присоединено к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" в форме образования на его основе обособленного структурного подразделения "Лискинский техникум железнодорожного транспорта имени И.В. Ковалёва - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ростовский государственный университет путей сообщения"